КЛЕЙМО VI

Восстановление патриаршества, 1917 год

 

 

Описание:

 

В центре клейма одетый в символическую сумрачную мантию – знак трагедийности образа – митрополит Московский и Коломенский Тихон. Правая рука в крестном знамении, в левой Евангелие, «Свет во тьме». Справа на коленях – митрополит Киевский и Галицкий Владимир, который передаёт посох правления. На голове пастрыя монашеский клобук – знак одеваемой схимы Россией, уходящей в катакомбы.

 

На фоне голубая палата, разделённая на две части, в которой: левая символизирует –Донской монастырь, где вручалась весть о избрании в Святейшие, правая – Успенский собор, где проходила интронизация. Слева – острог, в котором скрывается стражник. Будёновка, штык, пентаграмма на лбу, – знаки предательства братьев-христиан: «Предающий же <...> дал им знаки» (Мк. 14:44).

 

В жёлтой стене символический трифолий[3]

– знак скрытого участия в действии триипостасного Божества [4]. Архитектуру соединяет алый велум, – знак пламенности мыслей служителей, внутриархитектурности действия. Символические ступени в ногах митрополита Владимира – путь России в двадцатом столетии.

 

________________

[3] Трифолий – лат. trifolium, tria – три, folium – лист: – трилистник. 

[4] Триипостасное Божество – Отец, Сын и Святый Дух.

 

 

Сюжет:

 

15 августа 1917 года в Москве

открылся Поместный собор

Русской Православной Церкви,

на котором обсуждался вопрос

о восстановлении Патриар-

шества. На проходящей в

Успенском соборе божествен-

ной литургии христиане

с тревогой смотрели на два

пустующих трона: левый Царский, и правый Патриарший. «Раньше был Бог и царь, – роптали в народе, – а сейчас ни Бога, ни Царя! Николай II отрекся от престола, патриарха нет, Россию несет, как ковчег, по волнам безверия»[1].

 

5 ноября 1917 года в Храме Христа Спасителя прошло избрание Святейшего, на котором собралось 12 тысяч человек. Из трех кандидатов на трон был избран митрополит Московский и Коломенский Тихон. После избрания члены Священного Собора двинулись к Донскому монастырю, где сообщили ожидавшему их митрополиту Тихону об избрании в Святейшие. В назначенный день 21 ноября 1917 года на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы в Успенском соборе прошла интронизация.

 

«Веяние духа большевицкой злобы и разрушения – вот что мы почувствовали, когда в высоком духовном подъеме вышли из Успенского собора, – писал очевидец торжества, – После выхода и Собора «несметные толпы народа при приближении патриарха Тихона опускались на колени. Красноармейцы снимали шапки, патриарх благословлял народ. <...>. Большевицкая кремлевская стража косо посматривала

на процессию, но выражать неудовольствие

не решалась» [2].

 

________________

[1] Вострышев М. Божий избранник. М.: Современник, 1991, с. 44.

[2] Жизнеописание достопамятных людей земли русской (Х–ХХ вв.). М.: Московский рабочий, 1992, с. 303.

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ НОВОРУССКАЯ

© 2015 Sergey Kurakin