КЛЕЙМО IV

Освящение храма Христа Спасителя, 1883 год

 

 

Сюжет:

 

26 мая 1883 года на праздник

Вознесение Господне в Москве

прошло большое освящение

Храма Христа Спасителя.

Почти пол века четыре

императора передавали

эстафету строительства друг

другу: Александр I, Николай I,

Александр II, Александр III.

 

В назначенный день: от Успенского собора

к Алексеевскому холму двинулся Крестный ход. Впереди шли дожившие до этого события ветераны войны 1812 года. За Крестным ходом шел – государь Александр III, государыня Мария Фёдоровна, цесаревич Николай Александрович, члены Государственного совета, Думы, сенаторы, генералы, московское дворянство. В память об освящении храма Александр III выпустил юбилейную медаль

с выбитым текстом: «Завещал Александр I, заложил Николай I, окончил Александр II, освятил Александр III».

 

 

 

Описание:

 

В центре клейма – храм Христа Спасителя, с западной стороны, от Соймоновского проезда, откуда производился главный вход в XIX  веке.[1] Первый слева – в символически тёмном костюме Лейб-гвардии гусарского полка, – знак трагедийности образа, с крестом мученика в руках – цесаревич Николай Александрович (будущий царь Николай II). За ним, в красной императорской мантии – государь Александр III «Миротворец». В руках – скипетр, держава с монограммой «КЦД – крест царям держава»,

на голове большая императорская корона.

За ним – государыня Мария Фёдоровна.

 

Справа – митрополит Киевский и Галицкий Иоанникий с развёрнутым свитком из псалма: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему»

(Пс. 113:9). За митрополитом – группа священников, образ Православной российской церкви. В руках диакона водосвятная чаша.

Иконография жеста диакона символически связана с образом Иоанна Предтечи, несущим чашу с агнцем Христом: «Се Агнец Божий вземляй грехи мира» (Ин. I, 29). Указательный палец диакона опущен в чашу и обращён к цесаревичу – знак призыва Церкви к стойкому служению христианского правителя, намёк на будущую жертву: «пейте из нея все; ибо сие есть Кровь Моя новаго завета, за многих изливаемая, во оставление грехов» (Мф. 26:27-28).

 

В фасаде храма вложена страстная тематика, жертвенность во имя бога. Отсутствие изображения святых: в центральной закомаре – Нерукотворного Спаса, в боковых – покровителей царского дома – Св. Александра Невского, Св. Николая Угодника – знак предчувствия кровавости грядущего XX века. Справа – жёлтые палаты с высокими дымницами – символизируют Москву. Алый велум на палатах – знак пламенности мыслей собравшихся, горения к богу.

________________

[1] Сегодня вход производится с северной стороны, с ул Волхонка. 

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ НОВОРУССКАЯ

© 2015 Sergey Kurakin