КЛЕЙМО III

Закладка храма Христа Спасителя у стен Кремля, 1839 год

 

 

Описание:

 

В нижней части клейма – крестообразный фундамент храма с уходящими в землю оранжевыми струями – в знак связи с русской историей, и развернутым над ним шатром-палаткой – сенью ковчега божиего. Слева,

с закладной плиткой из протопоповского мрамора и благославляющим жестом правой руки – митрополит Московский Филарет.

За ним вдали – архитектор Тон. В ногах митрополита – мостик, перекинутый через Москву-реку от Лужников, к месту нового строительства – Алексеевскому холму. По мостику катится тележка с камнем первой закладки храма на Воробьёвых горах – 

в знак связи с предыдущим событием – 

от зарождения замыслов до их воплощения.

 

Справа, с крестообразной вызолоченной плиткой – государь Николай I «Незабвенный». Рядом – цесаревич Александр Николаевич (будущий Александр II), в воинском плаще, подлатном тельнике, кампагах, – знаки будущего царя «Освободителя». За ним в сиреневом хитоне младший брат государя – великий князь Михаил Павлович. За государем – супруга Александра Фёдоровна в символической шапке-митре, с греческим крестом, – в знак православного крещения католической принцессы. Группу замыкает синклит [3]. 

 

Слева высокая палата, покровляющее действия иконы символическим шатром – Царствие Небесное. Внутри палаты – ветхозаветные

цари-пророки Давид и Соломон. Царь Давид передает сыну Соломону хартию с текстом из псалма: «Стань, Господи, на место покоя Твоего, – Ты и ковчег могущества Твоего» (Пс. 131:8).

 

Образы пророков олицетворяют священные узы Российского правления с Израильским и иллюстрируют слова Филарета, сказанные на закладке. Как продолжил дело Давида сын Соломон, отстроивший храм в Иерусалиме, так продолжил строительство храма Спасителя

в Москве Николай I после брата Александра I. Многоступенчатые горки – знак поэтапного строительства храма. Зелень на горах – цветение новой жизни.

 

______

[3] Синклит – греч. σύγκλητος – знать, двор. 

 

 

Сюжет:

 

Первое строительство Храма

Христа Спасителя, начатое

на Воробьёвых горах

Александром I, было

остановлено смертью

государя. Продолжатель

священного обета Николай I

утвердил новый проект

архитектора Тона, избрав новое место под строительство, слева от Кремля, на месте женского Алексеевского монастыря и заштатной церкви Всех Святых.

 

20 июля 1838 года митрополит Московский Филарет перенёс священные предметы первой закладки от Воробьевых гор по специально наведённому через Москву-реку мостику. 10 сентября 1839 года прошла торжественная закладка. От Успенского собора через Тайницкие ворота, вдоль набережной Москвы-реки, двинулся Крестный ход. Во главе шли инвалиды войны 1812 года, 200 священников несли чудотворные иконы образов Иверской и Владимирской Божией Матери. За митрополитом шел государь Николай I, государыня Александра Фёдоровна, цесаревич Александр Николаевич, великий князь Михаил Павлович, фрейлины, гражданские чины, сенаторы, генералы, иностранные гости. 

 

На закладке Митрополит Московский Филарет, обратившись к государю,

 напомнил ему о начале строительства храма его братом Александром I: «Ты, един из братий Его, стоял тогда подле Него:  теперь мы видим, что Тебе еще тогда указал Вседержитель исполнить священный обет Державного Брата Державною рукою» [1]. Это событие он связал с ветхозаветным временем: «Россияне, мы в современных происшествиях читаем древнюю книгу Богоправимых царств! Священные времена проходят пред нами в деяниях наших царей! Какое утешение для веры! Какая надежда для отечества!»[2].

 

________________

[1] Храм Христа Спасителя. М.: Столица,

1996, с. 26.

[2] Тамже.

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ НОВОРУССКАЯ

© 2015 Sergey Kurakin