КЛЕЙМО XV

Строительство храма Спасителя, 1995-2000 год

 

 

Описание:

 

В нижней части клейма – крестообразный фундамент храма – символ трагичного исторического пути России, подобно крестному пути Спасителя. В центре в будничных одеждах святителя, лазоревой рясе и коричневой мантии – знаки многотрудного пути от праздничных торжеств до рабочих будней – патриарх  всея Руси Алексий II. Правая рука – 

в благословляющем жесте, в левой – посох правления. Вокруг участники воссоздания – образы «живых камней» церкви, из которых строится храм: «и сами, как живые камни устрояйте из себя дом духовный» (Петр 2:5).

 

В красном балахоне – иконописец с символической чашей, на которой монограмма: «ВБ – вапа Божия»[1], в коричневом балахоне – землекоп с молотом и монограммой: «РБ – раб бысть». Молот землекопа символически связан с действием VIII клейма, в котором разрушается храм: «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла» (Пс. 117, 22). Молот землекопа – знак разрушения и созидания: «время разрушать и время созидать» (Эккл.

3, 3-5). За ним в белом балахоне – архитектор

с голубым кирпичом, в знак связи с небом, и монограммой: «ООБК обретён от бога камень». Воссоздатели олицетворяют – соборность русских ремесел: «все они собираются, идут к тебе» (Ис. 49:18). Слева палата – мастерские ремесленников. Между горок – часовня во имя иконы Державной Божией Матери, с которой начиналось строительство. 

 

В контррельефе фундамента вчерчены восемь символических прорезей – восемь пластов, образованных на этом месте русской историей: 1-й пласт (снизу вверх) – следы древних поселений IX века, 2-й пласт – два кладбищенских захоронения, одно над другим XV-XVIII веков[2,]  3-й пласт – напоминание о женском Алексеевском монастыре и Заштатной церкви Всех Святых, 4-й пласт – фундамент первого Храма Спасителя, 5-й пласт – трагический – взрыв храма 5 декабря 1931 года, 6-й пласт – фундамент Дворца Советов,

7-й пласт – бассейн Москва, 8-й пласт –фундамент воссозданного храма Христа Спасителя. Многоступенчатые горки с белыми лещадками знак поэтапного строительства храма, восхождения духа строителей. Зелень –возрождение жизни.

 

________________

[1] Вапа – греч. βαφα – краска.

[2] Обнаруженные во время земляных работ по устройству фундамента первого храма в 1838 году. 

 

 

Сюжет:

 

В 1994 году был учреждён —

Фонд финансовой поддержки

по воссозданию Храма

Спасителя. Строительство

разделилось на множество

этапов – создание финансовой

базы, архитектурный проект,

устройство фундамента,

сооружение стен, внутреннее

и внешнее убранство, отливка куполов, колоколов, изготовление врат, устройство окружающей территории.

 

Через три года в Фонде насчитывалось первое миллиардное пожертвование от частных лиц

и государственных учреждений. На строительной площадке работало 1,700 специалистов, 1,500 проектировщиков.

Над убранством трудились более 360 скульпторов и художников. Храм Спасителя было решено установить на основе –фундамента Дворца Советов, позволявшем сдержать вес храма в 80 тысяч тонн. Если на возведение Храма Спасителя в XIX веке ушло 44 года, то при использовании современных строительных технологий, его установили

за 5 лет.

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ НОВОРУССКАЯ

© 2015 Sergey Kurakin
Клеймо XV

Go to link