КЛЕЙМО XI

Архангел Михаил побивает сатану на Красной площади, 1987 год

 

 

Описание:

 

На спустившемся на Красную площадь крылатом коне представлен Архангел Михаил в символическом действии. В правой руке –жезл воина, увенчанный крестом, – победой над дьяволом. На жезле монограммы: «НИКА – по-греч. побеждаю», «К – копие», «ОМО – оружие миру одоление». В левой руке – труба громогласная – голос Воинствующей Церкви,

с изрекаемым словом. Евангелие – Божие слово. Дымящее кадило – фимиам откровения. Латы – броня небесная: «возложил на Себя правду, как броню» (Ис. 59:17). На голове диадема со слухами, – знаки связи посланника с богом. Над головой Архангела – дугообразная сфера –небо Господне, в котором: красный цвет символизирует – «огнеобразный престол»[3],  белый – духовную чистоту, зелёный –возрождение жизни.

 

Под ногами Архангела – супостат поверженное

время духовной немоты, которое уходит. По традиции изображения звериного образа у сатаны медвежьи лапы, из-за спины торчат повёрнутые к небу перепончатые крылья – 

в знак сопротивления Свету. На животе личина –затаившаяся смерть. Правая нога сливается

с Красной площадью – знак обитания сатанинского духа в России. Левая – уходит

в ворота Спасской башни. Сатана ещё не побеждён, его дух витает по Кремлю, но поражён уже в язык, ибо говорит, но голоса никто слышит: «из-под праха шептать будет речь твоя» (Ис. 29:4).

 

Слева, в сегменте – образ Христа – Эммануил – ниспосланный Логос, разумная основа мира, управляющая действием. На столе две чаши –предлагаемый России путь. На фоне клейма: Красная площадь, Спасская башня, Кремлёвская стена, храм Василия Блаженного, – свидетели исторического действия. На Спасской башне – цифра семь – 70 лет, конец правления лукавого (1917-1987 гг.). Золотое копыто коня Михаила – ниспровержение.

 

________________

[3] Цит.: по Василию Арсеньеву. Философия русского религиозного искусства XVI–XX вв. Антология, выпуск 1. М.: Прогресс, Культура, 1993, с. 143.

 

 

Сюжет:

 

В 1987 году в России началась

перестройка.[1] За семь лет до

этого события случилось

сакральное действие.

В Архангельский собор

Московского Кремля влетела

шаровая молния и вдарила

в царские врата иконостаса.[2]

Иконостас загорелся. Огненный шар благополучно развернулся, вышел и исчез над Соборной площадью. Зримым образом был явлен – ниспровергающий меч в устах Саваофа, Логос, повернувший старое время вспять: «В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, большим и крепким, левиафана», (Ис. 27:1). Данное действие положено в основу клейма.

 

Изображение летучего воина архангела Михаила с искони отвечало народным представлениям о карающей небесной силе. Архангел представал средоточием духовного действия, побивающим тьму. По Дионисию Ареопагиту, из девяти чинов ангельского чина – Михаил первым возстал против отпавшего от бога сатаны, собрал против него Небесное воинство. Представляемая сцена продолжает традицию русской иконографии и отождествляет – борьбу Света и тьмы.

 

________________

[1] По другой исторической версии перестройка началась с приходом М.Горбачева, с марта 1985 года.

[2] Молокова Т.А., Фролов В.П. История Москвы в мамятниках культуры к 850-летию столицы. М.: Московский лицей, 1997, с. 60. 

 

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ НОВОРУССКАЯ

© 2015 Sergey Kurakin